Китайский сад и его интересные особенности

По мнению китайцев, самое важное достоинство сада – его естественность. В саду всегда должны быть слегка заросшие тропинки, журчащие ручейки, камни и другие признаки некоторого запустения. А в это царство природы органично вписываются следы человеческой деятельности:

  • дорожки и узкие мостики;
  • просторные павильоны и живописные беседки;
  • курильницы.

Стены стандартного сада в Китае имели белый цвет. Это позволяло использовать стену как своеобразный фон для графических «шедевров» природы: на ней можно было, например, созерцать тени цветов или бамбука.

Цветы, деревья и травы

В саду обычно выращивали цветы, некоторые плодовые деревья и целебные травы. Особый почет оказывали:

  • соснам и кипарисам – вечным символам неувядаемого благородства;
  • упругому бамбуку – олицетворению жизненной энергии, рождающейся из пустоты;
  • сливе и персику;
  • ивам, воплощающим начало;
  • высоким тополям;
  • магнолиям.

Немало было в Китае и любителей декоративных цветов:

  • блистательный пион – царь цветов;
  • нежная хризантема – символ женственности;
  • лотос, тянущийся из грязи к свету и потому слывущий святым среди цветов;
  • нарциссы – символы семейного счастья;
  • орхидея – эта фея цветов, опьяняющая своим густым ароматом.

«Выбирать цветок – все равно что выбирать себе друга», – писал один китайский ученый. 

Декоративные камни и сооружения из них

Рядом с водой – всевозможные камни. Установка декоративных камней и сооружение каменных горок в садах было в Китае особым ремеслом. Ценилась игра цветов, прожилки на их поверхности, наличие пустот и отверстий и даже способность издавать чистое звучание, если ударить о камни железной палочкой. Даже в домах на специальных подносах лежали декоративные камни. 

Знатоки рассуждали о красоте камней, из них складывали целые горки и тогда можно было не только созерцать камни, но и проходить через них.

Гармоничное жилище

А что же человеческое жилище? Оно гармонировало саду. Китайские архитекторы считали, что дома не должны отличаться сложностью конструкции и богатством отделки. Будет достаточно, если они просто укрывают от непогоды. Но мастерство зодчего заключается в том, чтобы дом был построен к месту.

Важно было создать у себя в доме условия для вдумчивого, мудрого созерцания, которое может принести душе просветленность и мир. Созерцание, по китайским понятиям, должно быть актом духовного пробуждения. Что же может привести нас к просветленности духа? Только одно: прозрение ограниченности всякого опыта, обманчивости всяких представлений.

Вещи – трамплин для духа

Виды китайского сада как раз и служат этой цели: они уводили за пределы ранее виденного. Играя с нашим восприятием пространства, китайские знатоки ландшафтной архитектуры умело сводили воедино дальний и ближний планы, как бы спрессовывая перспективу или, наоборот, создавали картину необъятных далей в границах крохотного дворика. «В малом прозревай великое», – излагал один из них принципы своего искусства.

Читайте также  Карликовые хвойники в ландшафтном дизайне

Для чего же вся эта игра в обманные виды, это стремление явить внутреннему взору новые и неведомые горизонты нашего бытия? Для того, чтобы освободить наш дух, подтолкнуть его к вольному (и радостному) скитанию в безбрежном океане жизни. Вещи, окружающие нас, должны служить трамплином для духа, и человеку предназначено быть не рабом вещей, но их господином, считали китайские мудрецы.

Источник: pro-dacha.com

best-fan